29 декабря 2015 г.

ГЛАЗ ФЕЛЛИНИ



В финале La Dolce Vita герой на берегу моря натыкается на какое-то морское существо, выброшенное штормом, и камера долго показывает его, существа, огромный глаз.

Очень внимательный, бесстрастный, пристальный - предельно человеческий и в то же время иной

Кому именно из тварей этот глаз принадлежит - не становится в фильме понятно, но этот взгляд я лично помню половину жизни.

Сейчас мне кажется, что этот крупный план метафора не столько "всевидящего ока", сколько камеры - функции искусства, преломляющего реальность, переводящего ее в состояние сознания, в смысл.

Это как раз то, что описывается формулой: "Бог видит нашими глазами", в которой могучая невыразимая сущность, абсолютная чуждая сущности человеческой, оказывается реализуемой только за счет человеческого слабого, одинокого, страдающего или наслаждающегося взгляда.

При этом очевидно, что для Феллини важно было оставить тайну принадлежности этого глаза нераскрытой, чтобы зритель - я запомнил навсегда эту странную, волнующую загадочность.

У Мобика Дика мог быть такой взгляд.

В Гемаре где-то сформулировано, что главным признаком человечности живого существа являются глаза: о существе самого необычного облика, если у него глаза человека, следует судить как о человеке и поступать с ним согласно закону отношения с людьми, будь это любой обрубок. 

У животных не редко можно встретить понимающий взгляд - у собак, например, у дельфинов, обезьян, лемуров.

Но самый человеческий (и в то же время пугающе чуждый человеку) глаз,
как я сегодня обнаружил - у гигантского кальмара.

Ученые считают осьминогов и кальмаров высокоразвитыми существами с недюжинным интеллектом, они умеют решать серьезные задачи.

И мне кажется, что в La Dolce Vita показан именно глаз кальмара, я практически уверен.

Было бы интересно сравнить геометрию этих глаз, но я лучше оставлю эту загадку нетронутой. 

PayPal a.ilichevskii@gmail.com
Webmoney (рубли) R785884690958
Webmoney (доллары) Z465308010812
Webmoney (евро) E147012220716

Комментариев нет :

Отправить комментарий