Не стоит забывать, что пропаганда существует для разных уровней IQ.
Есть такая, что шита белыми нитками — и оказывается эффективной, грубо говоря, только для четырех пятых населения.
А есть такая, что обладает хорошим выражением лица, богатым словарным запасом, большим культурным багажом и интересной биографией — и вот с ней довольно трудно.
Приезжают, скажем, Б. Шоу или Л. Фейхтвангер, в СССР — а после возвращения они невольно становятся носителями вируса, который оказывается эффективным и подготавливает почву, например, для такого явления, как "Кембриджская пятерка".
Пример, конечно, можно поискать более толковый, но это все-таки пример, особенно если учесть тяжесть последствий.
А все почему?
Да потому, что канал передачи информации есть канал – и оказался заражен.
Для информационного вируса главное – хоть как-то внедриться в систему – ценностей, культурных смыслов и т.д.
Тот же Б.Шоу позже был в ужасе и отрекался от собственных восторгов и т.д. Но как носитель заразы он свое дело сделал.
Или – скажем, есть мощный и единственный (специально «выделенный» с помощью цензуры) канал передачи оппозиционной информации, на который оказываются замкнуты носители неугодных власти настроений.
Что с ним делать? Как поступить?
Перекрыть окончательно?
Это – раз плюнуть.
Но закрытие – не эффективно.
Ибо тогда пропаганда окажется лишена самого ценного – возможности внедрения.
Оставленные без коммуникативной возможности субъекты так или иначе найдут какой-то другой способ – социальные сети, самиздат и т.д. – и окажутся изолированы от подпитки лжи.
Ситуация будет не стерильной, но все равно смысл окажется куда менее доступен для заражения ложью.
Важно помнить: чем уже канал связи, тем не только меньше круг носителей объективности, но тем и меньше возможность ими манипулировать: мал золотник да дорог (помните, сколько на Красную площадь протестовать против вторжения в Чехию вышло героев и во что это вылилось?).
Лучше если в одном канале будут перемешаны правда и ложь: полуправда — самое эффективное оружие, поскольку только еще здоровый человек сможет добраться и быть допущен в настороженное сообщество еще не зараженных и ложь все-таки "найдет ухо", чтобы влить яд.
И ради этого она, ложь, готова потерпеть соседство истины.
Более того, она нуждается в истине, ибо только в сосуществовании с ней она обладает возможностью воздействия, возможностью сцапать честного человека за плечи и проскочить турникет по чужому билету.
Еще пример.
Есть условно интеллигентская (или не условно) прослойка, которая время от времени смотрит телевизор. И это довольно большая масса, учитывая способ трансляции.
Среди этой массы есть чётко выраженные настроения – если не участие в оппозиционной деятельности, то желание попросту уехать к чертовой матери, с тем чтобы не оставаться в разъедающей сознание и душу среде, зараженной всеобщим величием; или – всего только по соображениям экономическим, не так уж важно.
Но если эта часть населения – как угодно: интеллигентская, креативная, с высоким образовательным уровнем – оставит страну, то она, страна, совсем окажется без интеллектуального потенциала – а без него в современном технологическом мире делать особенно нечего, тем более, если единственная цель бытия теперь — величие.
И дело, конечно, не только и не столько в эмиграции, а завоевании лояльности. То есть в убеждении «фокусной» части населения в том, что жизнь и работа в данной точке географии еще совместимы с их внутренним миром.
Что же делать?
Вариантов не много.
Если пропаганде не удается изменить систему ценностей конкретного человека, остается его лишить возможности изменений.
Почему? Да потому что человек не блоха — ко всему привыкнет.
Что там у нас с европейскими ценностями? Все отлично, там гейропа, и беженцы уже закончили насиловать Германию и переходят к Австрии, а в Париже сами знаете, что творится.
США, Британия? Вообще говорить нечего.
Но куда еще нашему человеку обратить свой взор?
Израиль? Да, конечно, столько там наших.
И тут как раз недоработка вышла.
Израиль покуда остается Израилем.
Да и как к нему подступиться?
Нет в Израиле ничего – ни англо-саксонского кошмара, ни беженцев.
Но есть Израиль: такая страна, с которой вроде бы нет резона ссориться, но которую лучше бы сделать менее привлекательной — как для строя мыслей, так и для варианта жизни.
Как же поступить пропаганде?
Элементарно. Нужно показать по телевизору, как один из лучших матерых журналистов, давно работающих с условно интеллигентской аудиторией (или не условно), прогуливается по Иерусалиму и… всего лишь слегка морщится.
Всё, больше ничего не надо.
Толпа, прильнувшая, дрожа от собственной духовности, к экрану, видит кислую мину кумира и ахает: "Да, вот надо же, какие мы дураки. Тут такой умный человек – и, главное, сам еврей, ничего особенного не нашел ни в Иерусалиме, ни в Израиле, а мы-то кто такие?!"
Другое дело – в передаче оказался всё-таки попутан Дрейфус с Бейлисом, но это ничего, это бывает, мы и сами толком не разбираемся, хоть духовны настолько, что дальше некуда.
И дело в шляпе, потому что почти все, кто сейчас смотрел эту передачу, лишены возможности услышать что-либо иное.
Теперь напоследок.
Умаление мирочувствования есть ущемление, если не умерщвление, такого подспорья для существования, как надежда.
Это — гораздо страшнее, чем политика и т.д., чем что угодно вообще.
Ибо надежда — это последнее и часто единственное, что есть у человека.
P.S. Информационная война — сущность нематериальная и оттого особенно страшная, поскольку нацелена не в тело, а в душу. Она известна с древних времен и против этого оружия одним евреем была изобретена защита, тоже не материальная, ибо никакое железо не способно защитить душу. Эта защита — 120-й Псалом ["К Господу в беде взываю: Ответь мне! 2. Господи, спаси душу мою от уст лживых, от языка клевещущего. 3. Что даст, что добавит тебе язык клевещущий..." (Пер. М.Левинова)].
Комментариев нет :
Отправить комментарий