Наверное, один из самых пронзительных документальных текстов, которые мне доводилось читать - это несколько писем, оставшихся вместе с полуистлевшими платьями с натуральными брюссельскими кружевами на старой, постройки 1880-х годов даче в Томилино.
Задичавший тенистый сад, тропинка к нужнику по произвищу "Иван Иваныч", сосны, березы, сирень, сливы, заросли ревеня, крыжовник, райские яблочки, веранда с певучими половицами, дом с призраками и печкой, за которой глаз да глаз, чтоб не задвинуть слишком вьюшку.
В старинном шкафу, действительно, висели парадные женские платья времен Распутина, - в советское время их надевали только для домашнего театра.
Дача когда-то принадлежала инженеру паровых котлов, обрусевшему в трех поколениях немцу. Помню фотографии из его свадебного путешествия по Швейцарии в шкатулке - и с ними те самые письма, числом с десяток, весны-лета 1917 года - послания к возлюбленной, дочери инженера, которой отроду тогда было 19 лет.
В письмах запомнилось описание каникулярного путешествия на поезде в деревню, и потом за границу на воды, клятвы вечной любви и планы на то, чтобы в сентябре увидеться в Петербурге; пейзаж посланий - из окна вагона виды убранных полей со стогами, погрузка сена вилами на возы, полустанки с буфетами, сдержанные сетования на маменьку, и т.д, и т.п.
Ординарные, в общем-то, письма, написанные образцовым некрупным мужским почерком.
Но главное - главное то, что в них не было ни слова о революции, никакой смуты времени, никакого предчувствия провала эпохи.
Я вчитывался в эти письма много раз - в поисках именно хоть какого-то холодка Коцита, адски веявшего меж строк, - тщетно.
Вот такой штрих _регулярности_ в портрете эпохи поэмы "Двенадцать" пронзает.
В начале 2000-х эта дача была продана и на ее месте теперь стоит огромный шале за высоченным забором.
И так тоже выглядит пустыня.
PayPal a.ilichevskii@gmail.com
Webmoney (рубли) R785884690958
Webmoney (доллары) Z465308010812
Webmoney (евро) E147012220716
Комментариев нет :
Отправить комментарий